Главная » 2012 » Декабрь » 3 » Диалог поколений
10:23
Диалог поколений

Диалог поколений

 

Ни одно поколение людей со времени появления  человека не стояло, не стоит и не может стоять особняком от других поколений и общества в целом. Поколения - лишь отдельные звенья в цепи. Все поколения находятся не только во взаимной зависимости, но и во взаимодействии. Одно поколение определенным образом, воздействует на другое и в свою очередь испы-тывает его воздействие на себе. Связь поколений, их развитие - процесс непрерывный и нико-гда не завершающийся. Пока живет человечество, взаимодействие поколений будет неуклонно идти по пути усложнения и совершенствования, по пути развития. Оно будет идти от старого к новому, от менее сложного к более высокому и совершенному. Новое поколение возникает, живет, воспитывается, совершенствуется вместе со старыми поколениями. Старшее же должно передать свой опыт, свои навыки, свои нравы и традиции молодому, что может и должно про-должать жизнь.
 

Поколение - социально-демографическая группа, историческая общность людей, харак-теризующаяся типичными для нее жизненными условиями, социальными задачами, духовно-нравственными и социально-психологическими чертами, которые фиксируются на определен-ный, конкретный период исторического развития. В нашем обществе проживают люди не-скольких поколений. И от их взаимосвязи, взаимопонимания, взаимодействия всецело зависит не только благосостояние страны, но и уровень жизни каждого.

 

Диалог поколений возможен только в гуманном обществе. А является ли наше общест-во гуманным? Кризис ценностей, крушение идеалов, падение уровня культуры, связанные с пе-реходом к другим сторонам общественной жизни, обострили проблему гуманности общества. Часто, говоря о гуманности, имеют в виду мягкость, доброту или сердечность по отношению к людям. Это в какой-то мере справедливо. Но в трактовке современных философов проблема гуманности - это, прежде всего, проблема совершенствования личности, гармонизации отноше-ний человека с окружающей средой и людьми. Диалог поколений развивает у людей открытое мышление и позволяет свободно выражать свое мнение, находить общий язык друг с другом, он необходим в самых различных сферах жизнедеятельности людей. И вполне закономерно возникает вопрос: возможен ли диалог поколений, в наше время? Возможно ли сохранить пре-емственность поколений?

 

Хочу привести пример моего личного общения с 23-летним молодым человеком, его зовут Александр Лабусов.
Думаю, многие смотрели фильм «Мы из будущего», в котором четыре «черных следо-пыта» (их еще называют «черными копателями») ведут раскопки в местах, где когда-то шли бои Великой Отечественной, чтобы потом продать найденные награды, документы и оружие. 23-летний Александр Лабусов тоже увлечен раскопками.

 

- Саша, ты причисляешь себя к «черным копателям»?
- Белые – это те, кто работает на государство. Например, археологи. Я к ним не отно-шусь, официально не трудоустроен. Но и черным копателем себя не признаю. Я же не ради на-живы копаю. Просто увлечен историей ... У меня два прадеда на войне погибли.

 

- Где копаешь?
- Раз в год я езжу в Белоруссию, там у меня родственники. Барановичи, Бобруйск, Ор-ша, Горки и деревни в округе. В Калининграде бывал. Мне интересно искать там, где шел бой местного значения, а где был большой - неинтересно, там одни осколки и кости.

 

- Как возникло желание заниматься раскопками?
- С детства навидался, как отец этим всем занимается. Что-то понимать стал году в 95-м, а серьезно увлекся в 2003-м в Севастополе, когда там служил. Уходил в увольнение, пере-одевался в гражданскую одежду и шел в лесополосу. Сейчас мы с отцом вместе ищем. Меня просто тянет в лес, ведь там, в земле, история не только Великой Отечественной, но и времен Ермака, Екатерины…

 

- Как готовитесь к «полевым работам»?
- Во-первых, официальными картами я практически не пользуюсь. На них ведь не ука-заны места боев местного значения, где все осталось нетронутым (то есть упал человек – так и лежит, упала винтовка – так и осталась). Знания о подобных боях передаются из уст в уста. У меня много знакомых: краеведы, сотрудники КГБ Белоруссии. А еще – бабушки и дедушки из деревень: сажусь рядом с ними на завалинку, беседую, они сами рассказывают. Полученные данные обрабатываю в компьютере, рисую свои карты. Так, появляются схемы: где бежали, где стреляли, где убили, где закопали.
С собой берем рюкзак, флягу, ножи, лопатки, сетки и крем от комаров и, конечно, ме-таллоискатель.

 

- Что находил?
- Все. Ну, людей - семь человек. А отец - десять русских солдат недалеко от города Горки. Они лежали все вместе и с оружием. Мы сообщили в государственные органы, чтобы их нормально похоронили. Деньги за такое не платят, но гордость испытываю законно.
Был и такой случай: недалеко от Бобруйска искали мы место, где, по слухам разбойни-ки спрятали несметные сокровища. Землянки двух семей разбойников нашли, но никаких бо-гатств не обнаружили. На обратном пути встретили грибника, который показал, 60 лет назад случилась перестрелка. Поиск был успешен - два немца и один наш солдат. У русского - две винтовки, у немца - противогаз. Лукашенко, помню, тогда объявил акцию: мол, кто найдет без вести пропавших, тому чуть ли не памятник при жизни поставят, хотя мне памятник при жизни и не нужен вообще. Мы позвонили, а нам сказали: «Доставьте их в Минск, приготовьте 4 тыся-чи рублей на захоронение». А до Минска сутки ехать, плюс транспортировка, плюс бензин, плюс еда и проживание – все за свой счет. Погибших оставили там, где обнаружили, амуницию сдали, место на карте пометили. Если кому нужно, то покажу место.

Находил стрелковое оружие, гранаты, звездочки, медали, однажды офицерскую сумку (с виду «хорошая», а берешь в руки – ломается). Однажды нашел гранату 1917 года, поразился: вот с таким оружием старым люди у нас шли на войну. Изредка выкупаю одежду того времени у бабушек. Бывает, у них на чердаках хранится.

 

- Ты патриот?
- Да, конечно. И если бы началась война – пошел бы в армию непременно. Служил в Морфлоте, потом еще контрактная служба - 3,5 года. Сейчас работаю в Екатеринбурге в спе-циализированной вооруженной охране. Жду не дождусь отпуска, чтобы продолжить раскопки. Кроме того, не понимаю и как-то обидно и больно бывает за тех, кто ради какой-то глупости, для того, чтобы выделиться или для развлечения  придумывает и играет в новые формы фа-шизма, современного фашизма. И если мы будем забывать о подвиге нашего народа, о том зле, которое принёс фашизм, о героях, которые его победили, то постепенно будем терять связь по-колений, традиции, а значит - терять страну и терять будущее.

 

- Единомышленники имеются?
- Очень хочу найти! Не хватает мне знаний о нашей области. Думаю, в нашей земле тоже много чего интересного есть. И еще,  кто бы подсказал, где копать.
Был бы спонсор - ездил бы по России, откапывал бы солдат, хоронил по-человечески, может, удалось бы и родственников найти. Готов и бесплатно заниматься поиском, но без денег не проживешь, поэтому и тружусь в другом месте.

 

- Изучаешь историю специально?
- Нет. У меня появляется новая вещь, вот тогда я начинаю все о ней узнавать, читать, перебираю источники.

 

- У тебя есть мечта?
- Как и у каждого. Моя – найти танк. Знаю, где в Белоруссии в болоте лежит немецкий разведтанк. Еще отец рассказывал, что он лазил по нему в детстве, но эту махину до сих пор оттуда никто не извлек. Теперь его уже наполовину в трясину всосало, значит, можно только вертолетом поднять. Может, и не один вертолет понадобится. Да кто ж мне хоть один даст? Но я не теряю надежды.
А так, хотелось бы самому побывать в прошлом, как ребята из фильма «Мы из будуще-го». Только чтобы вернуться обратно.

Надеюсь, что я смогла показать – диалог  поколений возможен, если сближаются цен-ностные ориентации пожилых людей и молодого поколения. Прожив долгую и содержательную жизнь, люди старшего поколения стремятся поделиться накопленным опытом, своими наблю-дениями.

В современном мире призвание старшего поколения – это  воспитание молодых. Тем самым старшее поколение реализует частичное назначение и смысл жизни. Диалог поколений развивает у людей открытое мышление и позволяет свободно выражать свое мнение, находить общий язык друг с другом, он необходим в самых различных сферах жизнедеятельности людей.

Человек обязан осознать свою ответственность за судьбу последующих поколений. Время – двигатель общественной и индивидуальной жизни человека, мощный фактор культур-но-творческого прогресса. Бег времени неумолим, смена поколений неизбежна. Задача состоит в том, чтобы за отведенный природой и вечностью отрезок времени сделать максимум возмож-ного, передать накопленный социальный опыт молодым, которые, в свою очередь, должны ус-петь реализовать отпущенные Богом и Природой способности. У старших – опыт и осторож-ность, у молодых – силы, неуемная энергия, оптимизм. Необходимо соединить эти качества…

И наконец: самым простым  примером связи поколений являются дети и родители. Эти два поколения вечно взаимодействуют. Дети и родители, предки и потомки. Это уже, социаль-ный закон. На этом строится общество, его нравственность, мораль, прогресс, либо регресс это-го общества. Старшее поколение  делится нажитым опытом,  помогает развиваться нравственно и духовно,  сделать правильный  выбор жизненного пути. Научить тому, что приобрели на сво-ем жизненном пути.  Младшее в свою очередь,  просвещает о развитии современных техноло-гий,  появлении новых течениях и элементах культуры в данном обществе, помогать правильно толковать нововведениях, и, конечно же,  уважать и бережно относиться к более старшему, по-жилому поколению. 

В подростковом возрасте, к сожалению, это понимают не все. Мы вечно стараемся пой-ти наперекор родителям, доказать свою точку зрения, пытаемся сказать: «Мы взрослые и этим все сказано!». Это неотъемлемый процесс становления личности, характера – переходный воз-раст. Мы учимся на своих ошибках и в большинстве случаев, понимая, что все же лучше опи-раться на  родительский опыт. Не можем преломить себя, признать свою вину, извиниться.… Ведь иногда бывает и не лишним хотя  бы рассмотреть предложенные старшим поколением ва-рианты. Обычно, человек понимает это когда становится зрелым, более опытным, трезво смот-рящим на мир. Мы вырастаем, у нас появляются дети, мы пытаемся избавить их от тех ошибок, которые совершали сами….., но  каждое новое, подрастающее поколение наступает на те же грабли…

Общество – это социальная система, которую мы не можем нарушать. Людям разного поколения иногда бывает довольно тяжело найти компромисс и это естественно, но каждый из нас не должен забывать об элементарном уважении друг к другу.

С открытым письмом к молодежи обращался французский писатель Андре Моруа, при-зывая молодежь к бережному отношению ко времени: «Зачеркнуть прошлое невозможно, пы-тайтесь лучше создать настоящее, не отвечайте ненавистью на ненависть, не будьте злопамят-ны, черствы... Не презирайте мастеров прошлого; если слава их дошла до нашего времени, зна-чит, они это заслужили... Цель не только в том, чтобы преуспеть, добиться «бренных вещей», но в том, чтобы иметь право, заглянув в свою душу при свете совести, убедиться, что сделан-ным можно гордиться или, по крайней мере, не краснеть за него. Приятно на старости лет по-жить в почете, старики немощны и нуждаются в моральной поддержке. Цель жизни не в том, чтобы стяжать себе бессмертную славу. Она в том, чтобы превращать каждый день в малень-кую вечность».

 

Категория: Лекции Граждановедение | Просмотров: 1639 | Добавил: Nikita | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: