Комментарий к статье 3
1. Семейное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (п. "к" ч. 1
ст. 72). Как следует из ч. 2 ст. 76 Основного Закона, по семейному
законодательству издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с
ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом согласно
ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов
РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия
приоритет принадлежит федеральным законам.
2. Главным нормативным правовым актом любой отрасли законодательства, в том
числе и семейного, является Конституция РФ. Наряду с положениями,
рассмотренными в комментарии к ст. 1 СК РФ, Основной Закон содержит базовые
положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 15
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется
на всей территории России; законы и иные правовые акты, принимаемые в
Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
3. Ключевым актом, регулирующим семейные отношения, в настоящее время,
безусловно, является СК РФ, который определяет главные принципы семейного
права, устанавливает основные начала правового регулирования семейных
отношений (см. ст. 1 СК и комментарий к ней).
4. ГК РФ регулирует целый ряд вопросов, связанных с семейными отношениями,
соответственно и в СК РФ есть гражданско-правовые нормы (см. ст. 4 СК и
комментарий к ней).
5. Из других федеральных законов, содержащих нормы семейного права, следует
выделить Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
(далее - Закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без
попечения родителей) <*>. Нормы семейного права содержатся и в ряде
других законодательных актов, например в ЖК РФ.
--------------------------------
6. На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только
законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации
(например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 "Об
усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей"
<*>) и постановлениями Правительства Российской Федерации (например,
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О
приемной семье" <**>). Важно, чтобы нормативные акты Президента РФ
и Правительства РФ принимались в случаях, непосредственно предусмотренных
комментируемым Кодексом либо другими федеральными законами.
7. Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых
министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. В
отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе
Президента РФ от 21 января 1993
г. N 104 <*> "О нормативных актах
центральных органов государственного управления Российской Федерации", а
также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об
утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации" <**>.
--------------------------------
<*> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4. Ст. 301.
Согласно названным актам нормативные акты министерств и ведомств Российской
Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или
носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в
Министерстве юстиции РФ и официальной публикации в газете "Российская
газета", которая должна осуществляться не позднее 10 дней после их
государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную
регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном
порядке, не влекут за собой правовых последствий.
8. Как указывалось ранее, семейные отношения могут регулироваться
нормативными актами субъектов РФ (республиками в составе Федерации, краями,
областями, городами Москва и Санкт-Петербург, автономной областью, а также
автономными округами). Акты субъектов Федерации также делятся на
законодательные акты представительных органов государственной власти и иные
нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции
исполнительными органами государственной власти.
9. Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на
семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена (см.,
например, ст. 13 СК и комментарий к ней).
10. На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим
судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным
судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по
вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и
единообразному применению в том числе СК РФ и других актов семейного
законодательства.
Следует отметить, что разъяснения Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской
Федерации, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных
актов, принятых на ее основе, применяются в части, им не противоречащей.
|