Главная » 2012 » Декабрь » 3 » Виды семьи и формы брака
10:15
Виды семьи и формы брака

Типы семьи, формы и типы брака.

Семья - это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают другдруга социально, экономически или психологически, либо идентифицируют другдруга как поддерживающую ячейку.Типы семьи различаются по нескольким критериям:- по составу:1. нуклеарная - супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровныеродственные связи отходят на второй план2. расширенная - расширенной семье, состоящей из нескольких поколений, ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются  функционально второстепенными- по типу наследования:1. по линии отца – в условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по линии отца2. по линии матери – в условиях матрилинеальной структуры, где родословная ведется по линии матери3. по обоим линиям – билинеальная структура, и по линии матери, и по линии отца (Россия)- по месту проживания 1. патрилокальное проживание – после свадьбы семья живет в доме мужа  2. матрилокальное проживание – в доме жены 3. неолокальное проживание – отделяются и живут отдельно- по принципу распределения власти1. патриархальная семья – власть принадлежит мужу или старшему мужчине в семье (исторические примеры: древние евреи, греки, римляне, японское и китайское общество XIX века)2. матриархальная семья – сосредоточение власти в руках женщины, в чистом виде почти не встречается, правда возникает из-за непредвиденных обстоятельств (смерть мужа и тп)3. эгалитарная семья – власть на равных между мужчиной и женщиной, сейчас главенствует во всех развитых странахБрак - исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной иженщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.Формы брака: 1. эндогамный - люди должны выходить замуж и жениться  на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания2. экзогамный – люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родствомТипы брака: 1. моногамия – один муж, одна жена 2. полигамия – один муж и две или большее число жен 3. полиандрия – одна жена и два или большее число мужей 4. групповой брак – два и больше мужей, две и больше женТак же есть более простое деление: моногамный и полигамный браки.

Формы и виды семьи

Еще сотню лет назад в России никто и помыслить не мог о том, что в стране будут существовать различные виды семьи. Семья могла быть одна: традиционный брак, вступая в который супруги венчаются. В такой семье муж и жена живут вместе, заводят общих детей, ведут совместное хозяйство. Развод – очень большая редкость.

После революции 1917 года существующие формы семьи претерпели кардинальные изменения, появился гражданский брак. Причём под гражданским браком понималось не совместное сожительство как таковое (как в наши дни), а брак, зарегистрированный государством, а не церковью. Следует упомянуть, что послереволюционное падение нравов очень сильно отразилось на институте семьи, изменилось и понятие семьи. Совместное проживание, общий стол и общая постель без каких-либо официальных обязательств не только не запрещались, но даже в какой-то мере поощрялись. Продолжалось это до Великой Отечественной войны, а точнее до июля 1944 года, когда вышло предписание всем проживающим совместно парам зарегистрироваться.

В наши дни существует две основные формы семьи:

  1. Официальный брак - заключённый в ЗАГСе.
  2. Гражданский брак – совместное проживание, ведение мужчиной и женщиной общего хозяйства.

По своей сути эти виды семьи мало чем отличаются друг от друга. И в том и в другом случае супруги живут в одной квартире, растят общих детей, занимаются любовью, готовят, заботятся друг о друге и прочее. Отличия начинаются, когда речь заходит о юридической ответственности сторон. Если в официальном браке имущество и долги при разводе делятся пополам, то в случае гражданского брака "машины и квартиры" забирает тот, на кого они записаны. При рождении ребёнка в официальном браке, малыш автоматически записывается на мужа. А вот в гражданском браке женщине придётся доказывать отцовство биологического отца, если он сам не пожелает признать своего потомка.

Венчанный брак в наши дни продолжает существовать, и с каждым годом у него всё больше поклонников, однако государством как официальный брак он не признается. Фактически, если супруги венчались, но не поставили штамп в ЗАГСе, то для государства они по-прежнему живут в гражданском браке.

Существуют и иные, нетрадиционные виды семьи. Например, гостевой брак, когда супруги официально зарегистрированы, но живут на разных территориях. Муж и жена встречаются, но не ведут общего хозяйства. Оформленный в ЗАГСе, он приравнивается к официальному.

Однополый брак. В России он запрещен, но в других странах брак между двумя мужчинами или двумя женщинами успешно регистрируют. Такие семьи ничем не отличаются от обычных семейных пар, точно так же ведут хозяйство и живут вместе. В однополых семьях даже могут появиться дети: усыновленные, полученные от суррогатных матерей или при помощи ЭКО (если речь идёт о лесбийской паре).

Свободный брак. Также редко встречается в нашей стране. Он может быть как гражданским, так и официальным. В свободном браке муж и жена могут периодически менять половых партнёров или уходить.

Фиктивный брак - официальный, заключается по обоюдному согласию. Как правило, в этом браке муж и жена преследуют какие-то свои, чаще всего корыстные цели.

Семья, ограниченная временем. В этом случае брак заключается на определённый срок, по истечению которого супруги либо расходятся, либо заключают новый договор.

Шведская семья – семья из 3-х и более человек, чаще всего проживающих вместе и ведущих общее хозяйство.

Мусульманская семья – мужчина живёт с двумя и более женщинами.

Несмотря ни на что, такие виды семьи, как временная, свободная и шведская, достаточно редко встречаются на практике. Даже в странах, гордящихся своей половой свободой и разрешающих официально регистрировать нетрадиционные браки, они являются скорее исключением, чем правилом.

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их объединить, выделив самые существенные? Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья - надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других - своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем доме.

Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических исследований, проведенных в разных странах.

Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути имеющие общее, не являются синонимами.

Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни (С.И.Голод, А.А.Клецин ). Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.Следует иметь в виду, что:брак и семья возникли в разные исторические периоды;
- семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супру¬гов, но и их детей, других родственников или просто близких суп¬ругам и необходимых им людей (А.Г.Харчев).
НЕМНОГО ИСТОРИИ Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов.Общепризнанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным племенам, другие имели более широкое распространение. Общим была их зависимость от определенного уровня социально-экономического развития общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин).
Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность - ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов.
Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.
Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась более строгая форма брачных отношений - экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.
По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и принял форму полигамии (многобрачия), когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы (полигинии) сохранилась и по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.
Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.
На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII-IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией» (И.В.Бестужев-Лада), где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке - материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.
Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь до-стижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».
С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, эконо-мическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).
ТИПЫ СЕМЕЙ Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.
Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи.
Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.
В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) - из супругов и детей - до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.
В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.
В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего времени - рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.
Для любознательных Существует так называемый гражданский брак. Иногда его называют фактическим, в просторечии именуют сожительством. Психологи имеют свой термин - промежуточная семья, подчеркивая, что в любой момент она может принять какую-то окончательную форму, развалится или будет закреплена документально (часто это делается «под давлением» беременности). В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще.
Фактические браки приобретают всевозрастающую популярность в западном мире - Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия, где около 7% супругов живут в незарегистрированном браке. Чтo же лежит в основе такого партнерства двух «независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы еще молоды для брака, надо материально встать на ноги, а тогда уж...» По данным социологических исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, по крайней мере, уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной подножкой, с которой можно при случае соскочить.

Категория: Лекции Граждановедение | Просмотров: 1363 | Добавил: Nikita | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: